Fast Sound Quality

Материал из МагВики::Справочник по автозвуку и электронике

Перейти к: навигация, поиск

Fast Sound Quality (FSQ) - метод субъективно-статистических экспертиз оценки качества звучания, использующийся при судействе автозвуковых соревнований, проводимых Лигой Автозвуковых Соревнований (ЛАС).

Первоначально был разработан специально для проведения судейства на автозвуковых соревнованиях по качеству звучания. По сравнению с традиционно сложившейся методикой IASCA он позволяет за существенно меньшее время получать результаты с большей достоверностью. Тестовый материал собран на компакт-диске, время звучания которого менее 15 минут. Новая техника судейства FSQ была с успехом применена на 12 автозвуковых соревнованиях, прошедших в России в 2001 году. Первоначально предназначенный для оценки качества звучания автомобильных аудиосистем, в дальнейшем, FSQ был адаптирован и для тестирования мультимедийных аудиосистем. Соревнования показали, что метод FSQ может быть успешно применен для оценки качества звучания домашних Hi-Fi- и Hi-End-систем.

О методе

Метод FSQ строится на комбинации субъективных и объективных испытаний судьями – экспертами. Тщательно подобранный и оптимизированный по комплексу параметров звуковой материал записан на тестовом компакт-диске. Методически диск предполагает использование четко регламентированного процесса оценки качества звучания, который занимает всего 13 минут судейского времени. Однако диск является специальным и достаточно сложным акустическим инструментом, которым должны пользоваться квалифицированные эксперты, хорошо знающие данный музыкальный материал. Для этого судьи должны пройти специальную подготовку на курсах Лиги и получить соответствующий сертификат (аттестацию). Для подготовки судей по методу FSQ кафедра Радиовещания и электроакустики МТУСИ совместно с российской (московской) секцией Международного общества инженеров-акустиков (AES RU) в качестве эксперимента организовали обучение судей-экспертов по специальной программе «Локальные системы высококачественного звукового вещания». К 2005 году Лига насчитывала около пятисот (!) сертифицированных судей по всей России, многие из которых одновременно принимали участия в соревнованиях, проводимых ЛАС в различных городах России.

Файл:Las-protocol.jpg
Судейский протокол FSQ
Итак, в процессе экспертной оценки тестовый аудиодиск воспроизводится без остановок. После каждой дорожки имеется небольшой пустой временной интервал, во время которого судьи успевают внести свои оценки в личный протокол.

В качестве основных субъективных параметров, на основании которых строится оценка качества звучания, выбраны следующие:

  1. Запас звукового тракта по неискажённому уровню громкости;
  2. Правильность фазировки аудиоаппаратуры;
  3. Наличие посторонних призвуков, шумов и помех в звуковом тракте и в салоне автомобиля;
  4. Способность звукового тракта к воспроизведению самых низких звуковых частот;
  5. Неравномерность АЧХ звукового тракта;
  6. Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены;
  7. Микродинамика и эшелонирование звуковой сцены в глубину;
  8. Положение и фокусировка стереокартины в горизонтальной и вертикальной плоскостях и натуральность передачи музыкальной атаки;
  9. Музыкальный и тембральный баланс звучания музыкальных инструментов и вокала;
  10. Линейность звуковой картины по уровню громкости и макродинамика.

Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
Навигация
категории
Инструменты