Ламповый звук

Материал из МагВики::Справочник по автозвуку и электронике

Перейти к: навигация, поиск

Теплый ламповый звук[1] — распространенная шиза среди аудиофилов.

Сферический Тёплый Ламповый Звук в вакууме
Русские аудиофилы слушают теплый ламповый звук.

Содержание

Теория

Теория очень сложна и неинтересна не-ботанам, и нужна лишь для оправдания покупки ламп не только по их визуально-эстетическим качествам. Так, например, лампы управляются напряжением, а биполярные транзисторы — током, к тому же транзисторы обладают экспоненциальной входной характеристикой и испытывают значительное влияние температуры на характеристики (что, впрочем, успешно устраняется введением отрицательной обратной связи (ООС) в усилительные каскады, что при некотором ухудшенииуменьшении коэффициента усиления значительно повышает стабильность его работы).
На руку «не транзисторам» играют:
- характер искажений ламповых однотактных усилителей за счёт преобладания чётных гармоник в спектре искажений;
- выходной трансформатор, который также является и фильтром, не пропускающим ВЧ-грязь в сигнал;
- отсутствие глубокой ООС в ламповиках, и как следствие — якобы "более натуральный" ("теплый", "воздушный" и т.д.) звук (при объективно бо́льших фиксируемых искажениях).
- и т. д. …

На самом деле, лампы — большие, красивые, блестящие и в темноте светятся, поэтому их напоказ выставляют. А транзисторы — маленькие невзрачные, короче хуже некуда, которые в корпус с глаз долой прячут. Поэтому очень круто иметь ламповик и всем его показывать (если он красиво сделан).

Также, мажоры могут кинуть некислый понт дорогой аппаратурой — а дорогой усилитель наверняка ламповый[2]. Поэтому покупка всяческими золотыми мальчиками такой аппаратуры — лишь способ потешить ЧСВ, а торчащие наружу лампы — необходимый атрибут отличия дорогой техники от ширпотрёба.

Следует заметить, что существует и представлена на рынке и дорогая высококачественная транзисторная аппаратура — например, фирмы McIntosh. Однако, несмотря на высокое качество, лампофилы уповают на то, что в транзисторах нет души, как и в электронной музыке и цифровых носителях, они не добавляют в звук музыкальности и т. д. Возразить этому нечего — транзисторы и впрямь неодушевлённые объекты, (как собственно и лампы, но об этом лампофилы обычно забывают).

«Чем больше глубина ООС, то есть, чем точнее усилитель передает музыкальный сигнал, тем хуже он звучит»
Анатолий Лихницкий


Симптоматика у аудиофилов, обывателей и радиолюбителей

Сетевой кабель за 4875 $ «со скоростью 91 % скорости света», и это не предел Пруфлинк
Ethernet патч-корд 1.5 метра за 499 $ (то есть практически даром) — Пруфлинк.
Тоже тёплый, тоже ламповый, но на транзисторах
Наглядно показаны преимущества ламповых диодов перед полупроводниковыми

Аудиофилы с высоким уровнем ФГМ скажут вам, что они не признают транзисторные аппараты из-за того, что они искажают сигнал, несмотря на то, что фиксируемые приборами искажения у почти любых современных транзисторных приборов во много раз меньше, чем у ламповых. На самом деле эти аудиофилы впадают в фрустрацию по элементарной причине — «у меня дешёвая аудиотехника». Пофиг, что тоже звучит, пофиг что готов за секунды — дешёвый транзистор не ласкает ЧСВ.

Более того, грызня поклонников ламп и транзисторов элементной базой не ограничивается. К разряду «лампового звука» относятся следующие явления:

Можно заметить по этому поводу только одно: аудиофилы совершенно не понимают сути звукоусиления и путают инструментальные усилки, одной из задач которых действительно является внесение приятных искажений в звук музыкального инструмента, с звуковоспроизводящей техникой, в которой эти самые искажения нафиг не упали, ибо все необходимые эффекты (в том числе и тёплый ламповый звук) уже давно находятся на самой записи. Дополнительные же ламповые искажения не «подогревают» звук, а превращают его в тёплое ламповое говно, имеющее мало общего со звуком, записанным на носитель.

Неискушенный обыватель может спросить: почему в аудиосрачах основной уклон приходится на обсуждение именно усилителей, а также — кабелей? Слушая лампофага, можно придти к выводу, что провода определяют 50 % звука, а значение усилителя перевалит за 100 %, в то время как людям, далёким от темы, главным кажется величина колонок (что, впрочем, тоже не совсем верно). Ответ прост: самодельный усилитель, а тем более — кабель, требует минимума знаний и опыта для сборки (хотя зачастую сборка происходит настолько безграмотно, что усилитель сгорает синим пламенем сразу после включения), не требует большого объёма и высокой культуры столярных работ, потребных для изготовления АС, не требует он и знания схемотехники на приличном уровне, без которого невозможно собрать не то что цифровое устройство, но даже банальный радиоприёмник.

Помимо этого, ламповая аппаратура относится к сектору «for a man, not for a boy» (это объясняет её до ужаса консервативный дизайн) — а эта публика предпочитает слушать… да, да, старые-престарые записи популярной классики, джаза и блюза, которые даже на ЦД содержат плашку the record contains tape limitations (то есть записаны на древней аппаратуре и в любом случае вы получаете, как минимум, шипение и треск). К тому же нельзя забывать и о возрастных физиологических изменениях в организме человека, приводящих к тому, что с годами острота слуха притупляется и уменьшается его частотный диапазон. Смысл ради этого обзаводиться аппаратурой за 40 килобаксов один — for teh lulz! потешить ЧСВ. Хотя, поговаривают, что ламповые приёмники (не путать с усилителями, они могут быть сколько угодно экранированы!) могут выдержать ЭМИ ядерного взрыва на практически любом расстоянии от него. Если не расплавятся, конечно.

Использование фразы

Пример #1

Пример #2

Пример #3

Анамнез

Теплый, «ламповый», Panasonic!

Фраза активно используется вышеперечисленными носителями ФГМ на форумах, посвященных Hi-end аппаратуре и на форумах по обработке звука и созданию музыки. Как правило, любители ТЛЗ агрессивны и в качестве главного аргумента против транзисторного аналогового и тем более цифрового звука приводят, мол «у вашего звука нет души», «только у лампового звука есть душа».

Не все любители теплого лампового звука могут позволить себе приобрести дорогие ламповые приборы (лампы стоят не так уж и дорого, но вот готовая ламповая аппаратура — особенно хай-енд, а не профессиональное оборудование — стоит больше 9000 денег), поэтому производители частенько выпускают девайсы с цифровой эмуляцией ТЛЗ.

Также были выпущены забавные устройства с лампами «только для вида», например 2 DIN CD/MP3-ресивер Panasonic CQ-TX5500W, в «морду» которого встроили лампу.

Троллинг

Ахтунг

При троллинге фанатов ТЛЗ, очень важно не заскочить на территорию реально существующих проблем. Это позволит аудиофилам моментально вас выставить дураком и испортить годный троллинг. Примеры кажущихся проявлений ТЛЗ:

Алсо

В /t/ «тёплым» и «ламповым» по аналогии называют при сравнении всё, что угодно — например:

См. также

Ссылки

Фимоз и шизофазия:

Вменяемые:

Тролльские:

Примечания

  1. Теплый ламповый звук на Луркоморье
  2. Audio Note Ongaku в момент начала продаж (1978 г.) стоил 68 килодолларов, сейчас — больше. Мощность этого усилителя — 17 Вт, исполнение — моно (для стерео надо 2 таких аппарата), но и это с точки зрения истинного аудиофила не тру, ибо есть еще и Audio Note Gaku-On, старшая модель мощностью в 45 Вт, стоимостью $249 000, а для стереозвука тоже нужна парочка таких усилителей. Наконец, высший пилотаж — компоненты от Audio Note, сделанные по индивидуальным заказам — там стоимость превышает $1 000 000, и звучат они, разумеется, б-жественно. Ну еще бы — за такие-то деньжищи!
  3. Блочат по рефереру
Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
Навигация
категории
Инструменты