Ламповый звук
Материал из МагВики::Справочник по автозвуку и электронике
Теплый ламповый звук[1] — распространенная шиза среди аудиофилов.
Содержание |
Теория
Теория очень сложна и неинтересна не-ботанам, и нужна лишь для оправдания покупки ламп не только по их визуально-эстетическим качествам. Так, например, лампы управляются напряжением, а биполярные транзисторы — током, к тому же транзисторы обладают экспоненциальной входной характеристикой и испытывают значительное влияние температуры на характеристики (что, впрочем, успешно устраняется введением отрицательной обратной связи (ООС) в усилительные каскады, что при некотором ухудшенииуменьшении коэффициента усиления значительно повышает стабильность его работы).
На руку «не транзисторам» играют:
- характер искажений ламповых однотактных усилителей за счёт преобладания чётных гармоник в спектре искажений;
- выходной трансформатор, который также является и фильтром, не пропускающим ВЧ-грязь в сигнал;
- отсутствие глубокой ООС в ламповиках, и как следствие — якобы "более натуральный" ("теплый", "воздушный" и т.д.) звук (при объективно бо́льших фиксируемых искажениях).
- и т. д. …
На самом деле, лампы — большие, красивые, блестящие и в темноте светятся, поэтому их напоказ выставляют. А транзисторы — маленькие невзрачные, короче хуже некуда, которые в корпус с глаз долой прячут. Поэтому очень круто иметь ламповик и всем его показывать (если он красиво сделан).
Также, мажоры могут кинуть некислый понт дорогой аппаратурой — а дорогой усилитель наверняка ламповый[2]. Поэтому покупка всяческими золотыми мальчиками такой аппаратуры — лишь способ потешить ЧСВ, а торчащие наружу лампы — необходимый атрибут отличия дорогой техники от ширпотрёба.
Следует заметить, что существует и представлена на рынке и дорогая высококачественная транзисторная аппаратура — например, фирмы McIntosh. Однако, несмотря на высокое качество, лампофилы уповают на то, что в транзисторах нет души, как и в электронной музыке и цифровых носителях, они не добавляют в звук музыкальности и т. д. Возразить этому нечего — транзисторы и впрямь неодушевлённые объекты, (как собственно и лампы, но об этом лампофилы обычно забывают).
Симптоматика у аудиофилов, обывателей и радиолюбителей
Аудиофилы с высоким уровнем ФГМ скажут вам, что они не признают транзисторные аппараты из-за того, что они искажают сигнал, несмотря на то, что фиксируемые приборами искажения у почти любых современных транзисторных приборов во много раз меньше, чем у ламповых. На самом деле эти аудиофилы впадают в фрустрацию по элементарной причине — «у меня дешёвая аудиотехника». Пофиг, что тоже звучит, пофиг что готов за секунды — дешёвый транзистор не ласкает ЧСВ.
Более того, грызня поклонников ламп и транзисторов элементной базой не ограничивается. К разряду «лампового звука» относятся следующие явления:
- Теплый межблочный кабель. В самом деле, здоровому человеку вряд ли придёт в голову различать направление аудиокабеля (пожильно), и прогревать кабель перед использованием. Вдумайтесь: направление провода! НАПРАВЛЕНИЕ ПРОВОДКА! НА ПЕРЕМЕННОМ ТОКЕ!!!
- Бескислородная медь, естественно, монокристаллическая. Полезно знать, что вся электротехническая (катодная) медь уже лет 40 как бескислородная, даже в проводе от китайского утюга.
- Нарезание траекторий. Каждый новый кабель нужно некоторое время гонять на качественной классической музыке, чтобы электроны нарезали в нём траектории. Всё последующие электроны, бегущие по нарезанным орбитам обеспечивают более качественный звук. И не дай Б-г послушать по этому кабелю попсу — орбиты будут навсегда испорчены.
- Звучащий кабель питания. Оказывается, от шнурка питания тоже зависит звук. Естественно, про километры гнилой алюминиевой совковой проводки на скрутках, соседей с пылесосами и сварочными аппаратами, перекошенные фазы на электроподстанции никто не вспоминает. Оно и логично, их не купить в Audio Hi-End магазине. Производители же таких кабелей
просто на говно исходятс пеной у рта расхваливают свой продукт. В апогее доходит до составления аккумуляторной батареи размером с оную на дизель-электрической подводной лодке. К слову — в 95 % случаев, такие кабели НЕ содержат никаких фильтров (мотивации — ферритовые фильтры портят звук; шумы мы почистим, но вместе с водой выплеснем и ребёнка; шумы не уменьшают музыкальность, а вот фильтры — таки да), так что аналогия с ржавой водопроводной трубой и фильтром для воды здесь, как правило, не уместна. - Прогрев проводов, колонок и CD-проигрывателей после покупки. Длительный, утомительный прогрев на белом или розовом (важно!) шуме всего тракта «вычистит» шероховатости и грязь из звука. А как же. После 48-ми часов страшного шипения записи даже Филиппа Бедросовича покажут волшебную глубину студийной атмосферы и воздушность, взвешенность звука. Для динамиков прогрев (точнее, первичная проработка) имеет место быть, это всё же механическая система — многие, надеюсь, понимают важность обкатки авто перед началом его эксплуатации, здесь то же. Электрохимические процессы (в электролитических конденсаторах) также могут потребовать несколько часов первичной приработки — на заводе осуществляют только проверку работоспособности, обкатывают же лишь отдельные экземпляры в лаборатории (независимо от стоимости изделия). А вот прогрев проводов — ну вы поняли :3.На самом деле все просто — аудиофилы по ограниченности своих знаний в схемотехнике приписывают особенности эксплуатации ламп другим деталям — проводам, резисторам и так далее.
- Сущности. На самом деле, звук не зависит от схемы, а зависит лишь от типа примененных деталей — ведь весь звук формируют сущности, живущие в радиодеталях (в первую очередь в лампах). Хорошие, годные детали выпускались в 3-ем Рейхе фирмой Telefunken и содержат в себе хорошо воспитанные, благородные сущности, которые способны оживить произведения музыкального искусства. В советских же деталях живут примитивные сущности, которые способны воспроизводить лишь пьяный бред, записанный на магнитофон «Маяк», и голос Левитана. Множество немецких деталей со временем способно воспитать годную сущность в советской детали 50-60х годов, но — они бессильны против современных японских комплектующих, которые могут передать лишь бум-тыц-музычку.
- Деликатная подвеска CD. Оказывается, если привод чтения дисков завернуть во что-то лампово-мягкое (тёплый клетчатый плед?), он зазвучит. А уж если подвесить его по всем правилам БДСМ, то зависть товарищей-аудиофилов обеспечена. А уж если убрать свист во время вращения CD и скрип привода головки, которые радуют уши владельцев дешёвого китайского барахла…
- Чудесные пирамиды. Согласно этой вырвиглазой теории ПИРАМИДЫ (мои глаза!) могут затачивать иглы, утеплять трансформаторы, облагораживать провода и лампы. Всё началось с древней первоапрельской шутки Мартина Гарднера в Scientific American, но многие так и не поняли, что это была шутка. А некоторые поняли, что на этом можно успешно зарабатывать деньги — Лихницкий, например, использует и продаёт заточенные и состаренные полем пирамид иглы для патефонов.
- Подставки для акустических кабелей. Некоторые поциенты считают, что кабель не может лежать просто на полу. Они используют специальные деревянные подставки-плашечки, изготовленные из разнообразных пород дерева. В зависимости от длины и толщины кабеля, их количество на протяжении от усилителя к колонкам разнится, но важно одно: кабель не должен соприкоснуться с этим грязным ужасным, (омг, бетонным!) полом. Свято верят, что подставки из вишни делают звук «смолянистее», а осина (божеупаси) сушит звук и делает его «тощим». Самый нейтральный звук у берёзы. Стоимость оных — от $200 за штуку (ибо хэндмейд!).
- Зелёный маркер для CD. Если торец компакт-диска покрасить специальным зелёным маркером за $25 (no fake — [1], покупайте только оригинальную продукцию, опасайтесь подделок.), то диск будет лучше читаться и гораздо натуральней звучать. А если покрасить DVD, то изображение на нём будет насыщенней и приблизится по качеству к блюрею. [2]
- Папиросная бумага.Кабель,потребный к пропусканию через себя сигналов звуковых частот,знакомый анона по всей длине (!) обматывал узкой полосой из папиросной бумаги.Так он пытался достичь "воздушности" звучания.Кто знает,кто знает...Папиросной бумаги у него были сотни,и,вероятно,на такие мысли его сподвигло таки применение этой самой бумаги по прямому назначению.
Можно заметить по этому поводу только одно: аудиофилы совершенно не понимают сути звукоусиления и путают инструментальные усилки, одной из задач которых действительно является внесение приятных искажений в звук музыкального инструмента, с звуковоспроизводящей техникой, в которой эти самые искажения нафиг не упали, ибо все необходимые эффекты (в том числе и тёплый ламповый звук) уже давно находятся на самой записи. Дополнительные же ламповые искажения не «подогревают» звук, а превращают его в тёплое ламповое говно, имеющее мало общего со звуком, записанным на носитель.
Неискушенный обыватель может спросить: почему в аудиосрачах основной уклон приходится на обсуждение именно усилителей, а также — кабелей? Слушая лампофага, можно придти к выводу, что провода определяют 50 % звука, а значение усилителя перевалит за 100 %, в то время как людям, далёким от темы, главным кажется величина колонок (что, впрочем, тоже не совсем верно). Ответ прост: самодельный усилитель, а тем более — кабель, требует минимума знаний и опыта для сборки (хотя зачастую сборка происходит настолько безграмотно, что усилитель сгорает синим пламенем сразу после включения), не требует большого объёма и высокой культуры столярных работ, потребных для изготовления АС, не требует он и знания схемотехники на приличном уровне, без которого невозможно собрать не то что цифровое устройство, но даже банальный радиоприёмник.
Помимо этого, ламповая аппаратура относится к сектору «for a man, not for a boy» (это объясняет её до ужаса консервативный дизайн) — а эта публика предпочитает слушать… да, да, старые-престарые записи популярной классики, джаза и блюза, которые даже на ЦД содержат плашку the record contains tape limitations (то есть записаны на древней аппаратуре и в любом случае вы получаете, как минимум, шипение и треск). К тому же нельзя забывать и о возрастных физиологических изменениях в организме человека, приводящих к тому, что с годами острота слуха притупляется и уменьшается его частотный диапазон. Смысл ради этого обзаводиться аппаратурой за 40 килобаксов один — for teh lulz! потешить ЧСВ.
Хотя, поговаривают, что ламповые приёмники (не путать с усилителями, они могут быть сколько угодно экранированы!) могут выдержать ЭМИ ядерного взрыва на практически любом расстоянии от него. Если не расплавятся, конечно.
Использование фразы
Пример #1
- «Вы всерьез думаете, что в эпоху цифрового звука восприятие человека изменилось и его организм не в состоянии отличить комфортный теплый ламповый звук от холодного-технического цифрового? В таком случае, вы серьезно ошибаетесь! Что бы ни предлагали компании по продаже нового, исключительно цифрового, оборудования, как бы они не рекламировали прелести своих все более новых „улучшеных“ способов компьютерного звучания холодных единиц и нолей— „теплота“ звука, создаваемая ламповыми приборами, была, есть и будет приоритетной для здорового человеческого восприятия (по крайней мере, до тех пор, пока человек не превратится в компьютерный придаток)! Сравнивать ламповый и цифровой звук — это все равно как сравнивать Солнце, дающее нам жизнь, и солярий, поджаривающий клетки нашей кожи до коричневатового цвета, чем-то напоминающего настоящий загар! ;) Поэтому мы выбираем настоящий звук — а не суррогат!»
Пример #2
- «…глядя на все это чудо текут слюнки — хочется послушать старый добрый жирный ламповый звук. Одним словом транзисторы, лампы, боббины…»
Пример #3
- «…Слушайте музыку, и бред пройдет. Просто у транзисторов, в отличие от ламп, грубая динамическая характеристика, и хорошо они работают только в тисках глубоких обратных связей. Лампам не нужен такой жесткий контроль.»
Анамнез
Фраза активно используется вышеперечисленными носителями ФГМ на форумах, посвященных Hi-end аппаратуре и на форумах по обработке звука и созданию музыки. Как правило, любители ТЛЗ агрессивны и в качестве главного аргумента против транзисторного аналогового и тем более цифрового звука приводят, мол «у вашего звука нет души», «только у лампового звука есть душа».
Не все любители теплого лампового звука могут позволить себе приобрести дорогие ламповые приборы (лампы стоят не так уж и дорого, но вот готовая ламповая аппаратура — особенно хай-енд, а не профессиональное оборудование — стоит больше 9000 денег), поэтому производители частенько выпускают девайсы с цифровой эмуляцией ТЛЗ.
Также были выпущены забавные устройства с лампами «только для вида», например 2 DIN CD/MP3-ресивер Panasonic CQ-TX5500W, в «морду» которого встроили лампу.
Троллинг
- Как можно измерять эту вашу теплоту?
- Почему на усилителях нет регуляторов «теплоты» и «ламповости»?
- Если ваш ТЛЗ так хорош, то почему никто не роется на помойках и не ищет древние телевизоры, а пользуется плазменными панелями?
- Можно я приду к Вам в гости и мы устроим двойной слепой тест десятка кабелей?
- Известен случай, когда ценителю теплого лампового дали вслепую послушать запись через дорогой кабель и через металлическую вешалку и он не смог отличить одно от другого.Пруфлинк.
- Также известен случай, когда один эстет, имеющий дома «правильную» аудиосистему, а также утверждавший, что отличает не только звучание пиратского диска от лицензионного, но и лицензионного от «родного», вообще не услышал разницы между Mp3 (в битрейте 128 кбпс)и аудиодиском.
- Как-то посадили «аудиоэксперта» перед звукопрозрачной занавеской, и попросили оценить звук. Он сказал, что в общем неплохо, но басы недостаточно упруги, и верха резковаты. Потом занавеску убрали. За ней не было никакой техники. Там было четыре живых музыканта — струнный квартет.
- Вариант предыдущего: собрать хороший аппарат на транзисторах/микросхемах (на нормальных деталях, а не на КР553У — К50-6 — КТ315 — КР140УД7), в верхней крышке корпуса установить лампы, подать накал, в цепь сигнала лампы не включать. Попросить экспертов послушать аппарат, в процессе прослушки менять лампы на более
другиедорогие. Спросить, как меняется звук. 95 % экспертов слышат разницу от замены ламп, 80 % находят, что лампы с большим анодом — благозвучнее, из них 40 % считают, что старые советские лампы звучат лучше новых дорогих. Почти все жалуются на упругость подачи верхнего мидбаса и мутноватость вуалевых дымок в звуке при использовании пальчиковых ламп вместо октальных. - Декан одного факультета СибГУТИ рассказывал анонимусу одну поучительную историю. В далёкие советские годы в этом его СибГУТИ инженеры разработали холодный сибирский звук и повезли его на сертификацию в Ленинград. Фактически сертификация заключалась в том, что на сцене театра ставили две системы — эталонную и сертифицируемую, и прикрывали их занавесом. Питерские любители тёплого лампового звука должны были прослушать одну и ту же композицию на этих двух системах и совершенно объективно выбрать свою собственную, горячо любимую эталонную систему. Объективность обеспечивалась тем фактом, что порядок включения был известен практически всем питерцам, поэтому они знали, когда играет их система, которую и нужно хвалить. Однако бутылка сибирской водки, данная мастерам за сценой, ВНЕЗАПНО изменила порядок включения систем. Свою систему питерцы, конечно же, залошили.
Ахтунг
При троллинге фанатов ТЛЗ, очень важно не заскочить на территорию реально существующих проблем. Это позволит аудиофилам моментально вас выставить дураком и испортить годный троллинг. Примеры кажущихся проявлений ТЛЗ:
- Заземление аппаратуры и кабелей. Многократно снижает шумы, кроме того обязательно по соображениям пожарной безопасности, особенно для аппаратуры мощностью сотни ватт (потребляемых от сети, а не отдаваемых в нагрузку).
- ВЧ-фильтры. Отсеивают из звукого тракта на всех этапах наводки от радиоволн ( в т.ч. сотовых, микроволновок и прочих вайфаёв). Кто клал сотовый рядом с кетайскими колонками, поймёт.
- Сопротивление кабелей акустической системы (проводов к колонкам). Для "тяжёлых" АС, сопротивление которых резко и немонотонно меняется в зависимости от частоты, требуется усилитель с очень малым (сотые доли ома) выходным сопротивлением - и даже очень небольшое сопротивление проводов может тут поднасрать.
- Столярные работы. Площади стенок АС велики, и при малой толщине в случае дешёвых (до 1000$) колонок оказываются гибкими настолько, что собственные частоты колебаний стенок оказываются в звуковом диапазоне, что серьёзно портит звук. Методы исправления - сделать для АС'ок новый корпус. Тут, впрочем, надо понять, что не только толщина стенок, но и объём корпуса мог быть выбран неправильно, а следовательно - неправильно посчитан фильтр, выбраны не самые лучшие динамики и т.д. Так что если у ваших колонок тонкие и резонирующие корпуса - лучше, на самом деле, сделать новые АС по всем правилам, а не переделывать это барахло. Есть хороший анекдот на эту тему - как сделать хайендовские колонки из S-90...
Алсо
В /t/ «тёплым» и «ламповым» по аналогии называют при сравнении всё, что угодно — например:
- «Тёплый ламповый FLAC»
- «ЮСБ никогда не заменит тёплый ламповый COM»
- «Я за него обосную. Суть в том, что на ЖК-мониторах изображение мертвое и холодное. Тонкопленочные транзисторы полностью губят его душу. В то время как, теплые ЭЛТ-мониторы наоборот его оживляют, наделяют картинку жизнью и теплотой. Глядя на холодное бездушное изображение ЖК монитора ты не просто созерцаешь погибель, ты убиваешь свою собственную душу! ЭЛТ монитор излучает тепло, а бездушный ЖК наоборот высасывает из тебя саму жизнь!».
См. также
Ссылки
Фимоз и шизофазия:
- Технический консультант компании "Чип-Дип" рассказывает, как сделать высококачественный ламповый УМЗЧ.
- Обстоятельная инструкция по установке и подбору музыкальной техники. В качестве экранов используются 2 ТКП!
- Выносящая мозг ахинея про причину «лампового» звука, «тёплых» межблочников и пр. К прочтению обязательна!
- От имени науки. Творчество Рауля Санчеза. — данный поциент — агрессивно настроенный[3] анти-ТЛЗ’шник, бывают и такие.
- Прозрачная наружная изоляция .. сводит к минимуму влияние паразитной механической вибрации.
- Зависимость качества звучания от материала CD-болванок — обратите внимание, у поциента повысилось качество звучания после перезаписи на болванки № 2 и № 19! Остальная статья лишь маскирует фимоз автора. Для тех кто совсем не в теме: смотрим раз и два и убеждаемся, что на тип и качество болванки похуй абсолютно.
- Статья про то, что на виниле инструменты не слиты в кашу и не накрыты пыльным одеялом, а потому слушаются эстетами, приведено фото сферического эстета с винилом из Германии.
- Еще один шедевр немецкого производства про то, как иглы звукоснимателя выпиливают ступеньки цифрового звука в плавные и мягкие волны, а круговые движения иглы окрашивают звук «мяхкими» и неслышными октавами.
- Примечательная раздача на этих ваших торрентах. Поциент просто кричит о своем ФГМ каждой строкой технического описания образа. Битрейт овер 9000 символизирует сразу.
Вменяемые:
- Неплохая статья об основах цифрового звука.
- Продолжение предыдущей — статья про тёплый ламповый звук и сферический винил в вакууме.
- Некогда Гуру усилителестроения Сухов о «ламповом» звуке, «цифре» и прочей лабуде (96 год)
- Оригинальный альтернативный взгляд на сабж
- Довольно свежее, похоже на Сухова, но язык попроще.
- Ask the Doctors: Tube vs. Solid-State Harmonics
- Неплохая статья про сравнение ламповых и транзисторных гитарных усилителей
Тролльские:
- Мануал по утеплению конденсаторов
- Пример хорошего годного троллинга по теме
- Подземный тёплый ламповый
- Доставляющая песенка про винил
Примечания
- ↑ Теплый ламповый звук на Луркоморье
- ↑ Audio Note Ongaku в момент начала продаж (1978 г.) стоил 68 килодолларов, сейчас — больше. Мощность этого усилителя — 17 Вт, исполнение — моно (для стерео надо 2 таких аппарата), но и это с точки зрения истинного аудиофила не тру, ибо есть еще и Audio Note Gaku-On, старшая модель мощностью в 45 Вт, стоимостью $249 000, а для стереозвука тоже нужна парочка таких усилителей. Наконец, высший пилотаж — компоненты от Audio Note, сделанные по индивидуальным заказам — там стоимость превышает $1 000 000, и звучат они, разумеется, б-жественно. Ну еще бы — за такие-то деньжищи!
- ↑ Блочат по рефереру