Обертон
Материал из МагВики::Справочник по автозвуку и электронике
Оберто́ны (нем. Oberton — «верхний тон») в акустике — колебания полного объёма, а также различных частей какого-либо звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т. д.). Обычно понятие обертона смешивается с понятием гармонических созвуков, однако несмотря на то, что любой гармонический созвук является обертоном, не любой обертон является гармоническим созвуком.Обертон может быть колебанием частей звучащего тела, выраженных как правильными дробями (1/2, 1/3, 1/4 и т. д.), так и неправильными (например, при колебании звучащего элемента ударного инструмента с неопределённой высотой звука, такого как там-там). Количество и характер обертонов влияют на тембр инструмента. Каждый обертон имеет порядковый номер, обозначающий, какая часть струны колеблется. Если их расположить в высотном порядке, образуется обертоновый звукоряд, также называемый натуральным.
1, 2, 4, 8, 16 — октавные обертоны. Абсолютно чистый звук. 3, 6, 12 — квинтовые обертоны. 5, 10 — терцовые обертоны. 7, 14 — септовые обертоны. 9, 11, 13, 15 — единичные обертоны.
Начальные 10 обертонов прослушиваются по высоте и сливаются друг с другом в аккорды. Остальные прослушиваются плохо, или не прослушиваются вообще.
У настройщиков фортепиано обертоном также называют биение звука при одновременном звучании двух струн. На слух это воспринимается, как неравномерная громкость. Если две струны настроены идентично (или с разницей в целое число октав), то биения не наблюдается. В противном случае биение происходит столько раз в секунду, насколько различаются высоты звуков в герцах (справедливо также для звуков с разницей, равной целому числу октав). Одно биение в секунду называют «один обертон» и т. д. Другой пример — тикание двух часов одинаковой марки: обычно абсолютной точности хода добиться невозможно. И тикание одних часов будет отставать от других. Но, например, раз в пять минут оба экземпляра часов будут тикать одновременно, и общий звук будет громче. Кстати, более высокая октава при настройке отличается на «октава плюс два обертона». Таким образом настраиваются современные инструменты. Ранее строй отличался, и инструменты настраивались по принципу «следующий полутон отличается от предыдущего на „n“ герц», что приводило к неунисонному звучанию нот различных октав. Это можно легко заметить, прослушивая, например, поздние фильмы Чарли Чаплина с фортепианным фоном. Фортепиано звучит для современника фальшиво.